База данных "Мастер"

Количество типов и моделей ремонтируемой аппаратуры в современных мастерских доходит до многих сотен, а номенклатура используемых в них компонентов – до десятков тысяч. Поиск нужной информации порой занимает больше времени, чем сам ремонт. Также, в любой, даже самой маленькой мастерской, со временем образуется склад компонентов, насчитывающий сотни и тысячи наименований. Неорганизованные учет и хранение их доводит до курьезов, например, когда нужные в данный момент детали есть, но закупаются повторно. Для решения этих и множества других проблем я использую единую базу данных.

База содержит следующие разделы.

"Ремонт". Учет принимаемой в ремонт аппаратуры, процесса ремонта и дальнейшее хранение данных. Кроме удобств, это дает возможность анализировать статистику и сократить время на оформление необходимых документов при приеме и выдаче аппаратуры.

"Склад". Учет компонентов для ремонта и собственных нужд. Быстрый поиск, своевременное пополнение и оптимальная очередность закупок, статистика расходов/доходов, правильное ценообразование, возможность автоматического формирования списка замененных деталей для отремонтированной аппаратуры.

"Документация". Учет всей документации для ремонта (схемы, инструкции, паспорта) в каком бы то ни было виде (книги, журналы, ссылки на электронные документы). Содержит также список основных компонентов из каждой схемы (микросхемы, тюнеры, строчные трансформаторы и т. п.). Это дает возможность при отсутствии нужной документации быстро найти схемы подобных узлов от другого аппарата.

"Компоненты". Здесь собрана всевозможная информация по электронным компонентам со всех имеющихся справочников, книг, периодики, электронных документов. Содержит краткие сведения о компоненте, возможном аналоге и источнике информации.

Также имеются другие разделы, как, "Литература" (связана с "Компонентами" и "Документацией"), секреты ремонта с систематизацией информации, каталоги поставщиков и т. д.

Использование базы выглядит примерно таким образом.

На полученный в ремонт аппарат оформляется наряд-заказ, который распечатывается в 1 экземпляре и с подписями сторон выдается заказчику. При заполнении бланка заказа предусмотрены такие удобства, как автоматический ввод стоимости ремонта в зависимости от типа аппарата и вида ремонта, номера позиции прейскуранта, текущей даты, печать бирки с основными данными (крепится к аппарату скотчем).

Поиск необходимой для ремонта документации производится в разделе "Документация", если нет, ищем более-менее подходящую схему, где есть те же компоненты, что и в дефектном узле аппарата. Используя раздел "Компоненты", можно найти схему включения и параметры микросхем, их режимы работы, назначение выводов, подобрать аналог.

После замены деталей, в разделе "Склад" находим и проставляем в поле "Расход" количество использованных компонентов. Список расхода адресуем на тот или иной заказ по его номеру. Одновременно обновляется их количество в "Складе". По мере выполнения работ, вводятся остальные данные в форму заказа.

Оформление документов для выдаваемой аппаратуры сводится лишь к нажатию одной кнопки, при этом автоматически проверяется готовность аппарата (заполнение соответствующих полей квитанции), проставляется текущая дата, дата окончания срока гарантии, печатается квитанция, выводится список дополнительных принадлежностей, полученных вместе с аппаратом (паспорт, схема, пульт, шнуры), чтобы не забыть их вернуть.

База создана в "Access" из комплекта "Office". Достоинства перед специализированными программами – практически неограниченные возможности, недостатки – нужно быть немного программистом, что, впрочем, полезные навыки; тем более, можно двигаться по пути постепенного освоения и совершенствования.

Создание подобной базы достаточно трудоемкий процесс (например, раздел "Компоненты" у меня содержит более 20 000 записей). Так как используемые источники информации в разных мастерских во многом общие, здесь есть предпосылки для объединения усилий и обмена опытом.

Вид окна базы, 86 кБ

 Р. Хафизов elec@udm.net